Posted on
1
Фев
2011 - by
admin In:
Символизм и литургическая практика
Непременными атрибутами Рождества во всех странах являются вертеп и наряженная ёлка.
Откуда пошла традиция наряжать ёлку? Точно сказать сложно, однако на этот счет существует легенда. Согласно ей, идея рождественского дерева впервые пришла в голову не кому-нибудь, а Лютеру. Он якобы возвращался в канун Рождества домой и, проходя через лес, засмотрелся на звездное небо. Именно оно, согласно преданию, напомнило Лютеру о той самой ночи в Вифлееме, когда на мир снизошла Благая Весть.
Не в силах перестать думать о ночи, когда родился Иисус, Лютер нашел в собственном саду небольшую ель и к изумлению своих домашних установил её в центре гостиной, украсив свечами. Существует подлинная гравюра, сделанная в XVI в., на ней изображена семья Лютера во главе с ним самим вокруг украшенной ёлки.
А история рождественского вертепа – небольших кукольных инсценировок Рождества Христова в Вифлееме – начинается XIII веке. Считается, что первые вертепы делал священник, а впоследствии – канонизированный святой Франциск Ассизский, известный не только в Италии, откуда он был родом, но и далеко за пределами своей страны.
Сценки, разыгрываемые в вертепах, всегда изображают Марию, Иосифа, младенца Иисуса, царей-волхвов, приносящих дары (европейская традиция именует их Каспером, Бальтазаром и Мельхиором) а также животных, живущих в хлеву, где родился Иисус: это овцы, коровы, осёл. Иногда к традиционным персонажам вертепа добавляются пастухи, которые, как написано в Библии, пришли поклониться новорожденному Спасителю первыми.