Патриарх Кирилл продолжает свою реформу Русской православной церкви, начатую в прошлом году. Консервативная церковная оппозиция сопротивляется, но вяло.

Начатая Кириллом модернизация РПЦ проводится по всем правилам политической борьбы. Наиболее радикальные «ревнители устоев» попросту вытесняются из руководства Московской Патриархии. А менее влиятельные, но способствующие расколу в церковных кругах священнослужители, подвергаются интенсивной пиар-обработке.

С приходом Кирилла появился даже термин «православные секты». Так говорят, например, о тех, кто собирается вокруг ортодоксальных старцев вроде отца Петра (Кучера) во Владимирской области. Или сторонников иеромонаха Василия (Мозгового) из Оптиной Пустыни, которых осудили за недопущение к причастию темнокожего паломника. Тех же «оптинцев» за глаза называют «сектой васильков», намекая на их нетрадиционную ориентацию.

В такой обстановке для открытой оппозиции требуется немалая смелость, чего в рядах влиятельных священников РПЦ не наблюдается. Оппозиция ограничивается негромким ропотом в частных разговорах и называет патриарха неискренним лицедеем, экуменистом и тайным папистом.

В вину Кириллу ставят даже такие фантастические утверждения, как тесные контакты с орденом тамплиеров, которые якобы уже осуществили ряд финансовых траншей на нужды Московской Патриархии. Утверждают, что главой российских тамплиеров является «Командор, Рыцарь, Великий офицер суверенного воинского ордена Храма Иерусалимского» известный «медийный» московский адвокат.

Кроме мифических «контактов с тамплиерами» Кирилл сумел наладить отношения с давним конкурентом РПЦ – Константинопольским патриархатом. И даже постарался не испортить отношения с протестантами, когда Лютеранская церковь Германии избрала своей главой женщину, да еще и разведенную. Ему для этого даже пришлось одернуть митрополита Илариона, который по этому поводу порывался вдрызг разругаться с лютеранами.

Несмотря на недовольство оппозиции, Кирилл все сильнее раскручивает колесо модернизации РПЦ. Он сосредоточился на усилении влияния церкви на общество. Иногда кажется, что без его участия не может обойтись вообще ни одно событие в жизни страны. Даже временное запрещение в служении известного богемного персонажа Ивана Охлобыстина, рукоположенного в священники, было обставлено как грандиозное событие. Охлобыстину было предложено время подумать, кем он все же себя видит – актером или священником. При этом вердикт очень мягок, и никаких сроков не поставлено – как решит вернуться в сан, так и примем обратно.

В рамках структурной реформы при церкви созданы Совет по культуре, курирующий даже спорт, отдел по тюремному служению и отдел по возвращению церковной недвижимости, который возглавил духовник В. Путина архимандрит Тихон Шевкунов.

По мнению аналитиков Центра политической информации, такая активность Кирилла вызовет рост противодействия со стороны консервативно настроенной оппозиции. Но влияние патриарха и его пастырская роль во властных структурах будут только возрастать.

http://www.argumenti.ru/society/2010/06/63773/