Движение святости являлось идейным течением протестантов в 19-20 вв. Оно возникло в качестве развития доктрины Арминия, которая ставила спасение и преодоление греха в зависимость от свободы воли, дарованной Богом. Лейтмотив – это убеждение в том, что при некоторых условиях можно достичь состояния святости, а также непрерывно поддерживать его при жизни на земле.
Первая ступень
Первым шагом на пути к святости – это осознание своей греховности, обращение к Богу и покаяние. Такая ступень закрепляется обрядом крещения. Обращение в христианство освободит человека от гнета грехов. Если верить этому учению, то обращенные получат спасение «после второй трубы», иными словами, после завершения тысячелетия Царствия Божия.
Вторая ступень
Вторым шагом к святости является мгновенное духовное перерождение, из-за которого он избавляется от тяжести первородного греха. Называется это освящением. Оно представляет собой преодоление греховных поступков и мыслей, праведный образ жизни и т.д. Те, кто достиг этого состояния, получат спасение «после первой трубы», то есть на протяжении тысячелетнего Царствия.
Способы поддержания состояния
Святость непременно требует неустанного поддержания, что связано с постоянной борьбой с мирским воздействием. Чтобы укрепить полученное состояние в движении святости имеются два метода.
Первый – это перфекционизм, под ним понимают постоянное совершенствование взращиванием в себе плодов Святого Духа. А второй – это обретение особенного харизматического статуса, заключается в принятии даров Святого Духа через специальный ритуал.
Харизматическому варианту в основном следуют различные течения пятидесятников. А перфекционизм принимают в среде методистов, «церквей святости» и многих других движений протестантов. Сторонники такого метода освящения в начале 50-х годов прошлого века создали Межцерковную конвенцию святости, целью которой стала борьба с либеральными настроениями в конфессиях Движения.
В начале прошлого века некоторая часть общин из Движения, которые приняли доктрину о крещении Святым Духом, перешли в пятидесятничество, создав таким образом собственные объединения: Церковь Бога во Христе, Церковь Бога, а также Пятидесятническую церковь святости.