Если сравнивать учение лютеран с учением Православной Церкви, то с точки зрения последней, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:
- о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;
- о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;
- о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;
- о таинствах и
- об отношении между Церковью земною и небесною.
Также имеют место отличительные особенности лютеранского нравоучения и богослужения.
Итак, заблуждения лютеранского учения, с точки зрения Православной Церкви.
1.Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры – авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов. Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Священное Писание.
2.Первобытная праведность человека, по учению лютеран, состояла в полном совершенстве его природы. Таким образом, грех повредил природу человека, извратил ее и испортил до самой глубины ее, в самых ее основах. В итоге, через падение человек лишился не только подобия Божия, но и образа Божия. По Лютеру, человек заслуживает свое спасение или спасается исключительно верою, но не делами, потому что вера его есть единственный акт, к которому он оказывается самостоятельно способным, хотя и благодаря благодати.
3.Согласно лютеранскому учению, Церковь есть невидимое общество святых, в котором верно проповедуется Евангелие и правильно совершаются таинства. Под святыми, составляющими Церковь, нужно понимать не святых людей, находящихся на небе, а истинно верующих на земле, оправданных и возрожденных. По лютеранскому учению, все верующие по силе таинства крещения суть равно священники и из среды себя избирают особых мужей, как своих представителей, для отправления духовных обязанностей.
4.По мнению лютеран, действенность таинств исключительно зависит от веры лиц, приемлющих таинства, так что таинство бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия и употребления его с верою, а вне употребления или в случае принятия без веры оно не есть таинство и остается бесплодным.
5.Так как человек оправдывается только верою в Искупителя, через которую он входит в непосредственное общение с Ним, и если для оправдания человека ничего не нужно, кроме внутренней личной уверенности в своем спасении, то, само собою понятно, для него не могут иметь никакого значения предстательства и ходатайства прославленных на небе святых и после его смерти молитвы за него оставшихся в живых его собратий. Поэтому лютеране считают совершенно неуместным почитание и призвание святых, почитание их мощей и изображений – икон и молитвы за умерших.
6.Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7.Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.