Особенности, характерные для евангелическо-лютеранской этики:
- реалистичность;
- евангельская спонтанность и ситуативность;
- положительное отношение к миру.
1.Реалистичность
Реалистичность этой этики выражается в лютеровском учении о двух царствах. Это учение ложится в основу взаимодействия церкви с государством и обществом. Согласно данному лютеровскому учению, Бог правит в мире двумя совершенно различными способами:
1 способ – действует через Слово Евангелия, через безусловное прощение и спасение грешников;
2 способ – действует через мирские институты, законы и порядки.
Мирская жизнь, согласно евангелическо-лютеранской этике, не автономна. Она находится в руках Божьих. Вот только в данном случае Бог управляет совершенно другим способом. Ведь в мирской жизни действуют другие законы, вполне может быть применено насилие с целью противостояния злу.
К непосредственным задачам государства и общества относится забота о благе человека. При этом церковь должна признавать эту задачу государства, уважать и принимать ее. Церковь, будучи социальным институтом, не может уклоняться от выполнения других, пусть второстепенных для нее, но все же важных задач. В тех моментах, где государство не справляется с выполнением своих задач, церковь должна критиковать, предлагать пути решения проблем и т.д.
2.Евангельская спонтанность и ситуативность
Лютеранство считает, что доброе дело только тогда является по-настоящему добрым, если совершается не из желания заслужить одобрение у Бога или даже улучшить самого себя, а из спонтанного и бескорыстного желания помочь ближнему своему.
Отсюда исходят две особенности лютеранской церкви:
- первая — кажущаяся «сухость и бюрократичность», но в то же время эффективность социального, диаконического служения;
- вторая – большая, чем у других церквей, готовность к новым, нестандартным подходам в решении этических вопросов.
3.Положительное отношение к миру
Истоки положительного отношения к миру были заложены Мартином Лютером, и суть их в следующем. М. Лютер открывает человеку совершенно другой взгляд на мир. Он создан Богом на радость людям, поэтому истинная духовность не может заключаться в бегстве от мира.