1.Оба течения преследовали одну и ту же цель – реформацию церкви. Однако, в отличие от Мартина Лютера, Жан Кальвин пошел в своих реформах значительно дальше. Главными сходствами этих течений являются:
- знаковый отказ от таинства священства;
- значительные шаги в отказе от обрядности.
Относительно последнего кальвинизм имеет более жесткое направление.
2.Стоит отметить, что исторические противоречия, географические предпосылки и иные причины оказали на эти два религиозных направления довольно большое давление. В результате, сама религия, будь то кальвинизм или лютеранство, не дошла до наших дней единым течением и церковью
3.В наше время кальвинисты расколоты на три лагеря:
- пресвитерианство;
- конгрегационализм;
- реформаторство.
Именно реформаторство было первым и сохранилось в Европе сегодня как истинное течение.
4.Стоит отметить, что сам основатель лютеранства Мартин Лютер не смог до конца определить важность и суть священных таинств и учения о спасении. А вот кальвинизм, по мере своего развития, стал итогом более строгих реформ, чем его собрат.
5.В свое время, церковь Швейцарии была полностью очищена от произведений искусства, было строго отвергнуто монашество, тогда как в лютеранстве оно долгое время сохранялось. А кальвинисты изначально относились к мистике и чему-то неизведанному категорически отрицательно. В прошлом активно практиковалось сожжение на костре.
6.Стоит отметить, что с годами различия между этими двумя религиозными течениями претерпели изменения. Таким образом, сегодня лютеранство – это одно из наиболее либеральных религиозных течений, где нет монашества, зато есть ординация лиц женского пола. Конфессиональное направление лютеранства и по сей день ведет споры относительно отношения к этому вопросу, а также к вопросу однополых браков, но все споры с либеральным течением ограничиваются лишь разговорами. Кальвинизм сегодня остался достаточно строгой религией.
7.В наши дни многие осуждают кальвинизм за излишнюю простоту. Так как они не почитают никакие праздники, кроме воскресенья, совершают молитвы в простых церквях и даже на улице.
8.В итоге, по прошествии веков, незначительные разногласия между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли дало миру две совершенно разные по своей направленности ветки христианства.